Педагогический проект
В старшей группе
Тема: « Такой разный окружающий мир глазами детей».
( изображение окружающего мира нетрадиционными техниками).
Воспитатель: Котова Г.Ю.
Проблема:
Как изобразить окружающий мир, если нет под рукой кисточки?
Сроки реализации проекта:
Сентябрь2014г. - Май2015г.
Я считаю работу очень актуальной и важной. Рисование является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуется наблюдательность, художественный вкус, творческие способности, нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование является не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, свечой, ватной полочкой. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
Изображению тех или иных предметов уделяется немало времени, но, как показывает практика, далеко не у всех детей это получается. А с помощью нетрадиционных техник рисования я надеюсь привлечь внимание детей к изображению окружающего мира необычным способом.
Цель проекта:Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни. Прививать интерес к изобразительной деятельности. Способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей.
Задачи:Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественноготворчества детей.
Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов.
Овладение различными способами нетрадиционной художественной деятельности.
Развитие способности к эстетической оценке.
Участники :
Дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Использование нетрадиционных способов на занятиях рисования действительно стимулирует художественно- творческое развитие детей; художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка; использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму;
использование продуктивных видов деятельности, дидактических игр, стихотворений, загадок, наблюдений, бесед, рассматривание репродукций, привлечение родителей даёт возможность развивать умение детей свободно ориентироваться в изобразительных техниках.
Этапы проекта;
Подготовительный этап.
Задачи:
- Определить цель и задачи проекта.
-Изучить и создать информационную базу по проекту.
- Составить план проекта.
- Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
- Подготовить папки-передвижки «Советы для родителей», «Нетрадиционные техники рисования».
Основной этап.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать связную речь.
- Развивать интерес к изобразительному искусству.
- Развивать творческие способности детей.
- Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
- Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, мелкую и общую моторику.
-Прививать художественный вкус.
- Воспитывать навыки взаимоотношения и сотрудничества.
- Воспитывать активность и самостоятельность.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
- Создать развивающую среду по данной тематике.
- Провести собрание с родителями по обучению нетрадиционным
приёмам рисования.
-Оформить выставку.
Заключительный этап.
Задачи:
- Подвести итоги проекта.
- Проанализировать полученные результаты.
- Определить перспективу на будущее.
- Подготовить отчёт по проекту в виде презентации.
Блоки проекта:
1. Осеннее вдохновение.
2. Такие разные деревья.
3. А у нас растут цветы небывалой красоты.
Методическое обеспечение проекта.
Используемая литература:
1.«Проекты и проектная деятельность в ДОУ»
АОИППК составитель О.И. Чистякова;
2.«Продуктивная деятельность как средство развития творчества
у детей дошкольного возраста Т.А.Хвиюзова;
3.«Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду.
Методическое руководство» составитель Т.Н. Доронова;
4.«Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет» Л.А. Уланова, С.О. Иордан;
5.«Методика экологического воспитания в детском саду»
С.Н.Николаева изд. «Просвещение» 2002 г.;
6.«Русская пейзажная живопись. Времена года» составитель
М.К. Ситнина изд. «Искусство» Москва 1966 г.;
7.«Знакомим с пейзажной живописью» Н. Курочкина
изд. «Детство-пресс» 2005 г.;
8.«Поэтический образ природы в детском рисунке» Л.В. Компанцева
изд. «Просвещение» 1985 г.
9. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами//Дошкольное воспитание. - 2004. - №. 2. - с 48-50.
10. Казанцева М. Опускаем пальцы в краску//Обруч. -2007 - №.5. - с 20-24.
11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.
12.Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования 3-е изд. Перераб. и доп. М., 1994.
13.Использование Интернет-ресурсов:
www.moi-detsad.ru – «Всё для детского сада»;
Maaam.ru – Сайт для воспитателей детских садов;
dohcolonoc.ru - Сайт для воспитателей детских садов;
1. Мероприятия блока « Осеннее вдохновение».
Непосредственно- образовательная деятельность.
Срок реализации: Сентябрь 2014г. - Ноябрь 2015г.
1.Область Познание
Беседа: «В осеннем парке».
Цели:расширять представления детей о природном явлении листопаде, развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, эстетическое восприятие, творческие способности, развивать умение логически мыслить.
Словарная работа:осень, листья, листопад, кружатся, шуршат, золотая, желтые.
Беседа « Осенние приметы».
Программное содержание:Обучать детей умению характеризовать приметы осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях. Воспитывать любовь к природе родного края.Предварительная работа:На прогулке наблюдение за погодой, изменениями в жизни деревьев, животных, рассматривание альбома « Времена года».
2.Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворений об осени А.Плещеева, А.Фета(см. хрестоматию)
Программное содержание:
Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений; развивать творческое воображение, выразительность речи при заучивании и чтении наизусть.
Чтение стихотворения И. Бунина « Осень».
Цель: Обучать детей умению слышать в речи новые незнакомые слова. Формировать умение читать стихотворение спокойно, выразительно. Воспитывать любовь к природе.
Прослушивание сказки « Вершки и корешки».Помочь детям слушать и понимать сказку. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию. Материал: Иллюстрации к сказке крупные, красочные.
3.Художественное творчество.
Тема:«Воспоминания о лете. Одуванчики».
Программное содержание:закрепить знания названия цветка одуванчика;
продолжать обучать детей описывать растение, отмечая характерные признаки; развивать речь.
Познакомить детей с техникой печати (оттиск поролоном), показать способ получения отпечатка. Развивать умение печатать пальчиком, чувство ритма, как изобразительно – выразительное средство, мелкую моторику рук для подготовки дошкольников к письму. Воспитывать чувство прекрасного.
Материал: Гуашь белая, зубная паста белого цвета листы формата А4 тонированные светло - зеленой краской влажные салфетки, запись «Вальс цветов», розетки для смешивания гуаши и зубной пасты, картинки для рассматривания.
Предварительная работа:загадывание загадок о растениях. Беседа. Дидактическая игра: «Цветы». Рассматривание картинок с изображением одуванчика.
Тема; « Чудесный листочек».
Цели:
- закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев;
- развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;
- вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Приобщение к изобразительному искусству.
Рассматривание репродукций картин.
Картина Левитана « Золотая осень».
содержание: -Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение картины. -Развивать художественное восприятие. -Обучать детей умению видеть содержание картины ( залитая солнцем природа, деревья в золотом и багряном убранстве). -Закреплять знания детей о пейзажной картине.
4.Социализация
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель игры:
- Обучать детей логическому мышлению, развивать у них умение из
отдельных частей собирать целую картинку. Закреплять знания об
овощах и фруктах, о времени года – осень.
5.Музыка
Развлечение « Осень в гостях у ребят».
Задачи:
· Воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
· Продолжать пополнять знания детей об овощах и фруктах;
· Закреплять знания детей об осени;
· Учить детей видеть и чувствовать красоту природы;
· Развивать воображение;
· Создавать эмоциональное настроение. Согласовывать движения с пением, петь ласково, напевно.
Семинар- практикум для родителей.
Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей. Ознакомление родителей с нетрадиционными техниками изображения.
2.Мероприятия блока « Такие разные деревья».
- Непосредственно-образовательная деятельность:
- Срок реализации Декабрь 2014г-Февраль 2015г.
1. Область Познание.
Цели:
-обучать детей умению видеть неповторимость каждого дерева;
-продолжать обучать детей сравнивать различные деревья, различать
их; видеть состояние дерева в разную погоду;
-обучать детей умению выражать отношение к растительному миру в слове;
-воспитывать положительные эмоциональные чувства, отношение к
растению как к живому организму;
-воспитывать наблюдательность.
Беседа «Прогулка в зимний лес».
Цель:
• Закрепить знания детей о характерных особенностях зимой (земля
покрыта снегом, минусовая температура, солнце греет мало, деревья, кроме хвойных, стоят голые, зимой им не хватает тепла, света).
•Развивать умение различать деревья в безлистном состоянии по коре, цвету
коры;
• Развивать умение видеть красоту зимнего парка;
• Воспитывать заботливое отношение к растениям, животным.
Беседа «Такие разные деревья»
Задачи:
- развивать способность понимать природные взаимосвязи;
- расширять знания детей о деревьях: особенности строения деревьев, их отличия друг от друга, свойства деревьев меняться в зависимости от времени года;
-формировать способность детей к диалогической речи;
-учить создавать коллективную композицию;
- прослушивание стихотворения;
-воспитывать настойчивость в достижении общей цели, чувство
коллективизма и взаимопомощи.
2. Чтение художественной литературы.
Чтение рассказа Д.Зуева «Зимний лес».
Задачи:
Образовательные: Обобщение представлений о зиме, актуализация словаря по теме: «Зима», совершенствование навыка
рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Развивать логическое мышление, речевую память, внимание, воображение; Развивать слуховое внимание; Развивать ориентировку в пространстве; Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; Развивать связную речь, учить пересказывать текст с опорой на таблицу.
Воспитательные:Развивать умение слушать взрослого и друг друга;
воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, развитие
инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Чтение стихотворения С.Есенина «Белая берёза».
Цель:
Развитие связной речи детей. Приобщение детей к художественной литературе.
Задачи:
-Обучать детей умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроения. Подводить детей к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства, музыки и поэзии.
-Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь, слуховое внимание, память. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к родной природе.
Отгадывание загадок о деревьях.
Цель:
Продолжать обучать детей отгадывать загадки, закреплять знания о
видах деревьев, о строении дерева, о состоянии деревьев в разные
времена года; развивать логическое мышление, память.
3. Художественное творчество.
Продуктивная деятельность:
Коллективное рисование «Сказочный лес» гуашью при помощи зубных щёток и печати поролоном.
Цели:
-Расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: стало холодно, идет снег, снег покрывает землю, деревья.
-Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щётками и печати поролоном.
- Формировать умение ритмично наносить мазки, совершенствовать
умение аккуратно пользоваться гуашью.
- Воспитывать чувство сопереживания, умения работать в коллективе.
Материал и оборудование:
- Мольберт, картины с изображением деревьев, зимнего леса.
- Розетки с гуашью, зубные щётки, поролоновые печатки, салфетки.
- Магнитофон с записями классической музыки Вивальди.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, картинок о зиме;
- Чтение стихов, рассказов о зимних деревьях, загадывание загадок; - Наблюдение на прогулках.
Рисование «Белая берёза под моим окном» свечой и акварелью;
Цель:
- Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения.
- Формировать эмоциональную отзывчивость на средства выразительности в живописи.
- Развивать способность использовать цвет для передачи контрастных образов природы, умение определять роль цвета в композиции.
- Продолжать работу над расширением словарного запаса детей.
- Воспитывать элементы творчества у детей, бережное отношение к природе.
- Продолжать знакомство детей с нетрадиционными методами
рисования: техника примакивания губкой к парафиновой основе;
дорисовывание мелких частей ватной палочкой.
Предварительная работа.Наблюдение за зимней берёзой, рассматривание деревьев. Рассматривание изображений деревьев.
Знакомство с репродукцией картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Чтение стихотворения С.Есенина «Белая берёза под моим окном…».
Рисование свечой.
Методы и приемы:рассматривание; слушание; показ; вопросы
воспитателя; объяснение; прием индивидуальной работы «Рука в руке» художественное слово.
Материал:
Демонстрационный: Репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», мольберт, образцы.
Раздаточный:лист бумаги с предварительной обрисовкой дерева
парафиновой основой, баночки с водой, губка, ватные палочки,
акварель, салфетка, влажные салфетки.
Рисование «Зимние деревья»изображение деревьев в технике « граттаж».
Цель:
- Формировать у детей представления о зиме;
- Учить детей следить за рассказом воспитателя, добавлять слова, заканчивать фразы;
- Способствовать развитию речевого дыхания: приучать детей постепенно, медленно выдыхать через рот (сдуем снежинку);
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение;
- Познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования – техникой « граттаж».
- Способствовать созданию положительного настроя в группе.
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации о зимнем лесе.
Специально подготовленные грунтованные листы, - Палочки для процарапывания рисунка, салфетки влажные. - Магнитофон с записями классической музыки Вивальди.
Приобщение к изобразительному искусству:
Рассматривание репродукций картин, иллюстраций зимних пейзажей.
Цель:
- Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать
художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
- Формировать у детей представления о том, что одно и то же время года можно отразить в разных видах искусства: живопись, поэзия, музыка.
- Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умение выделять цвет и его оттенки.
- Развивать интерес к непринуждённой беседе и правильно отвечать на вопросы воспитателя.
- Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображения на картине.
- Воспитывать интерес к искусству родного края;
- Прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Рассматривание репродукции картины И.И.Шишкина «Зима».
Программное содержание:
- Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы,
эмоциональный отклик на настроение картины, воспоминания о
собственном опыте восприятия зимнего пейзажа. Продолжать развивать художественное восприятие, обучать детей видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно-образный смысл картины – её содержание и некоторые средства выразительности (кремово-белый, коричневатый, голубоватый в тени и желтоватый в просветах снег создаёт ощущение холодного, морозного утра; рисунок деревьев, по опущенным стволам и веткам которых мы узнаём дремучий еловый бор ; особенности композиции картины: художник писал её, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны).
-Закрепить знания детей о пейзажной картине, обогатить речь эмоционально-эстетическими терминами.
Подготовительная работа:
- Экскурсия в парк на территории детского сада с целью наблюдения зимних пейзажей, разучивание и чтение стихов и песен о зиме, пение песен, рассматривание пейзажных иллюстраций и репродукций картин художников о зиме.
Рассматривание репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Программное содержание:
Знакомить детей с изобразительным искусством, развивать художественное восприятие, обучать умению эмоционально откликаться на действие произведения. - Обучать детей умению понимать содержание картин, воспитывать чуткое отношение к природе.
- Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.
Предварительная работа:
- Наблюдение за зимней берёзой; рассматривание картинок с
изображением красивой зимний природы, пейзажей; знакомство с
понятиями: пейзаж, композиция; знакомство с картиной И.И. Шишкина «Зима».
4. Социализация.
Дидактическая игра «Найди ошибку»;
Цель игры:
- уточнить и закрепить знания детей о всех временах года, развивать логическое мышление, умение найти ошибку в картинке и рассказать о ней.
Настольная игра « Лес».
Цель: Развитие у детей внимания, памяти, логического мышления, речи.
- Закрепить у детей названия некоторых видов лесных растений и животных Российских лесов. – Пополнить словарный запас. – Составлять описательные рассказы.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель игры:
- Знакомить детей с особенностями каждого из четырёх времён года: зима, весна, лето, осень, а также с названиями месяцев; развивать память, наблюдательность, формировать интерес к окружающему миру.
5. Музыка.
Прослушивание музыкального произведения.
Совместная деятельность с детьми «Звуки зимнего леса».
Цели:
- Развивать чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти;
- Обучать умению эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом;
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Работа с родителями.
Советы для родителей.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Можно и дома сделать его незабываемым, эмоционально наполненным.
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость и страх пред рисованием, пред тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится хорошо.
Родительское собрание.
Тема: «Рисуем дома. Нетрадиционные техники рисования».
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Активизация творческого потенциала родителей воспитанников, детей и педагогов детского сада.
Срок проведения: 20 февраля 2015 г.
Повестка :
Часть 1.
- теория вопроса, знакомство с литературой по данной теме;
- методика организации работы с детьми по рисованию нетрадиционными техниками в детском саду и дома.
Часть 2.
- Работа творческой мастерской.
Часть 3.
- Деловая игра «Как мы поняли теорию вопроса?»
Воспитатель Котова Галина Юрьевна.
МКДОУ Детский сад № 7 "Сказка" г. Чкаловск.
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.