" Поможем птицам вместе"
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: 19.01.2015г.-30.01.2015г. (2 недели).
Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Поможем птицам вместе» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: Формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное, бережное отношение к ним.
Задачи:
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
• Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
• Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
• Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
• Оформление результата проекта в виде презентации.
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
• Совместно с ребенком сделать кормушку.
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Конкретные ожидаемые результаты.
• ДЕТИ: Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
• Улучшение предметно-развивающей среды.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.
• РОДИТЕЛИ: Повышение уровня заинтересованности родителей в экологическом воспитании ребенка. Сплоченность, эффективное партнерство семьи и детского сада;
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы?».
Настольные игры: «Домино», Разрезные картинки « Птицы», Лото «Зимующие птицы». Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор».
Подвижные игры: «Снегири», «Птицы и кот», «Зимующие и перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Коршун и наседка».
Познавательная деятельность:
Экология. Тема: «Зимующие птицы»
Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); обучить умению отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
Конструирование из бумаги.
Тема: « Снежные птицы» ( оригами).
Цель: Формировать умение детей складывать бумагу в разных направлениях. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
ФЭМП. Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Цель: Объяснить детям, что математикой можно заниматься не только в группе. Математика существует повсюду и можно посчитать что угодно.
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Проблемная ситуация: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Наблюдение: Наблюдения за птицами на участке детского сада, их кормление. Знакомство с пословицами и поговорками о птицах. Обсуждение народных примет, связанных с птицами.
Труд: Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц. Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Птичий двор»
Коммуникация: Творческое рассказывание: «Как я спас птичку. Заучивание и чтение стихотворений озимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Чтение рассказов: И. Тургенев «Воробей», М. Горький «Воробьишко» Н. Рубцова «Воробей», «Ворона». Сухомлинский «О чём плачет синичка?».
Просмотр мультфильма «Высокая горка».Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Художественное творчество: Рисование «Синички»
Цель: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»
Цель: Научить детей лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Аппликация «Снегирь»
Цель: Обучить умению передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.
Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц».
Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз, сл. Е. Тиличеевой.
Работа с родителями:
Информационные листы для родителей: «Покормите птиц зимой».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? Наглядная информация для родителей: « Что за птица?»
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Воспитатель Котова Галина Юрьевна.
МКДОУ Детский сад № 7 "Сказка" г. Чкаловск.
© ООО«Компания». 2014 г.
Все права защищены.